• +7 (473) 266-44-44
Воронеж, Генерала Лизюкова ул, 97А

Организация совместной работы логопеда и воспитателей

 

МБДОУ «ЦРР- детский сад № 111»

 

 

Консультация

Тема: «Организация совместной работы

логопеда и воспитателей»



Подготовила:

учитель-логопед

Марченкова Е.А.

 

 

Воронеж

2013

 

Совместная работа логопеда с воспитателями определяет общий успех коррекционного обучения. Для повышения эффективности логопедических занятий необходимо единство требований к речи каждого ребенка.

Сегодня мы обратим внимание на то, что может сделать для этого воспитатель на прогулке. Наиболее благоприятный для такой работы период: сентябрь – октябрь и апрель – май. Специальное обучение произношению осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях. На начальных этапах работы мы основное внимание уделяем выполнению логопедической гимнастики. Она нужна для тренировки мышц речевого аппарата и формирования правильного речевого уклада у детей.

  • Упражнения для развития мышц речевого аппарата можно выполнять с детьми на прогулке в начале учебного года. Упражнения выполняются ритмично под счет воспитателя по 12-16 повторений: «Заборчик-хоботок» (для губ), «Почисти нижние зубки - почисти верхние зубки», «Потянем язычок к носу – к подбородку», «Лошадка». Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, и отмечает тех, кто сделал упражнение правильно.

  • Работа над развитием фонематического восприятия (слухового внимания) на прогулке. Если мы говорим об узнавании речевых звуков, то здесь нужно идти от простого к сложному. Вначале берутся гласные звуки, затем согласные губные (б, м, п, в, ф), переднеязычные (д, т, н), заднеязычные (г, к, х). Чаще всего у детей нарушается произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков и с этими звуками нужно быть осторожными до того, как они будут поставлены на логопедических занятиях.

Виды игр и заданий для развития фонематического восприятия: «Поймай звук» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук А: ам, ом, Аня, Оля, аист и т.д.); «Подбери словечко на определенный звук» (можно разделить детей на команды и устроить соревнование, кто больше подберет слов). Для детей старшей и подготовительной группы: «Определи место звука в слове» (можно играть с мячом: воспитатель называет слова, а дети называют в начале или конце слова нужный звук). ОкнО, Оля. «Назовите слова с определенным звуком после того, как послушаете стихотворение. Улитка просит уточку: закинь-ка в воду удочку»

 

В конце учебного года работа над звукопостановкой с детьми подготовительной группы подходит к концу. Для того, чтобы воспитатели предъявляли адекватные требования к речи детей, заполняются таблицы контроля за звуками. Если ребенок умеет произносить звук в словах и предложениях на логопедических занятиях, то следует неуклонно исправлять все допускаемые ребенком ошибки. На прогулке в апреле, мае нужно:

  • продолжить работу над развитием слухового внимания с параллельным отрабатыванием поставленных звуков. Игра «Путаница» Скажи правильно. В море плавают арбузы, на бахче растут медузы.

  • Использовать задания для дифференциации (различения) звуков. Например, одна команда детей придумывает слова на мягкий звук ЛЬ, а другая на твердый звук Л.

  • Применять упражнения для развития четкости речи: это проговаривание различных чистоговрок, скороговорок, двустиший. Можно объявить конкурс на лучшего чтеца. Детям из средней группы подбираются чистоговорки с более легкими для произношения звуками. Например, Кот копеек накопил, кошке козочку купил.

Таким образом, уделяя внимание произносительной стороне речи детей, мы пробуждаем интерес к звучащему слову и обеспечиваем детям успех в дальнейшем обучении.